• Муниципальное  казенное дошкольное образовательное учреждение
  • Доступная среда

    Инклюзивное образование в условиях общеобразовательной организации

    Ребенок с ограниченными возможностями здоровья — это обучающийся с ограниченными возможностями здоровья — физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

    Дети с ограниченными возможностями — это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь. Синонимами данного понятия могут выступать следующие определения таких детей: «дети с проблемами», «дети с особыми нуждами», «нетипичные дети», «дети с трудностями в обучении», «аномальные дети», «исключительные дети». Наличие того или иного дефекта (недостатка) не предопределяет неправильного, с точки зрения общества, развития.

    Потеря слуха на одно ухо или поражение зрения на один глаз не обязательно ведет к отклонению в развитии, поскольку в этих случаях сохраняется возможность воспринимать звуковые и зрительные сигналы сохранными анализаторами.

    Таким образом, детьми с ограниченными возможностями здоровья можно считать детей с нарушением психофизического развития, нуждающихся в специальном (коррекционном) обучении и воспитании.

    К основным категориям детей с ОВЗ относятся:

    1. Дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);
    2. Дети с нарушением зрения (слепые, слабовидящие);
    3. Дети с нарушением речи (логопаты);
    4. Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата;
    5. Дети с умственной отсталостью;
    6. Дети с задержкой психического развития;
    7. Дети с нарушением поведения и общения;
    8. Дети с комплексными нарушениями психофизического развития, с так называемыми сложными дефектами (слепоглухонемые, глухие или слепые дети с умственной отсталостью).

    Формы обучения в дошкольной образовательной организации:

    1. В группах компенсирующей направленности (логопедическая группа, группа ЗПР).
    2. В группах комбинированной направленности по адаптированным образовательным программам.
    3. В группах кратковременного пребывания.
    4. На дому.

    Согласно статье 79 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – обучающиеся с ОВЗ) осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам. В таких организациях создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися.

    Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ОВЗ следует понимать особые требования к материально-технической составляющей образовательной организации, организации образовательного процесса, содержанию образовательных программ, адаптированные под возможности обучающихся с ОВЗ и обеспечивающие получение ими полноценного образования соответствующего уровня.

     Согласно указанному Федеральному закону специальные условия для получения образования подразумевают условия обучения, воспитания и развития, включающие в себя:

    • использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания,
    • использование специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов,
    • использование специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования,
    • предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь,
    • проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий,
    • обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

     Организация образовательной деятельности.

    Дошкольное образование детей с ОВЗ может быть организовано как совместно с другими детьми, так и в отдельных группах или в отдельных образовательных организациях. Отдельные группы – группы компенсирующей направленности, реализующие адаптированную образовательную программу дошкольного образования для детей с ОВЗ с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающей коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию воспитанников с ОВЗ. Численность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в группе устанавливается до 15 человек.

    Для воспитанников, нуждающихся в длительном лечении, детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации, на основании заключения медицинской организации и письменного обращения родителей (законных представителей), обучение по образовательным программам дошкольного образования организуется на дому или в медицинских организациях

     Образовательный процесс. Реализация образовательных программ.

    Содержание дошкольного образования и условия организации обучения и воспитания детей с ОВЗ определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.

    Указ Губернатора Красноярского края от 13.10.2017 N 258-уг “Об утверждении Концепции развития инклюзивного образования в Красноярском крае на 2017 – 2025 годы”

  • ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ:

  • error: Content is protected !!